Краски, которые он выиграл на соревнованиях по плаванию в возрасте семи лет, были его величайшим сокровищем. Но поскольку родители не могли позволить себе оплатить его образование, Том Китинг довольно быстро начал работать. Он разносил батарейки, был помощником парикмахера, лифтером в кинотеатре «Капитол» и посыльным в отеле «Рассел». В конце концов он пошел по стопам отца и стал зарабатывать деньги маляром. Когда началась Вторая мировая война, он служил кочегаром на корабле. В свободное время рисовал. В 1944 году его уволили со службы из-за нервного срыва.
Вернувшись в Англию, он женился на Эллен Граверен, молодой парикмахерше. Как ветеран войны, ему было предоставлено право на двухлетнее очное обучение живописи в Goldsmith's Collage в Лондоне. Именно тогда он установил контакты с теневым обществом арт-дилеров из Сохо. По их просьбе он реставрировал и чистил картины, естественно, не задавая никаких вопросов.
Тем временем он дважды провалил экзамен на диплом. Не имея образования, ему приходилось время от времени преподавать в частных школах, он также начал работать реставратором, а после развода с Эллен преподавал рисование, живопись и консервацию картин шестнадцатилетней Джейн Келли, вместе с которой он влюбился несколько лет спустя. Ему тогда было 46 лет.
«Это были замечательные годы», — вспоминал Китинг. Пара переехала вместе, основала компанию по реставрации картин и вскоре навсегда переехала на Тенерифе. Однако отношения не выдержали испытания временем – через несколько лет Джейн встретила канадца Клода Мориса, с которым переехала в Торонто. Китинг был убит горем.
В течение многих лет у него были амбиции стать великим художником. Когда его картины не встретили интереса галереи, он решил копировать работы других. Как он позже рассказал, за 25 лет он создал около двух тысяч работ в стиле более ста художников, в том числе: Рембрандт, Констебль, Ренуар, Гойя, Тёрнер, Ван Гог, Догас, Моне, Сислей и его любимый Палмер. Он продавал поддельные картины – также через Келли – различным галереям.
Я наводнил лондонские галереи от Мейфэра до Челси своими подделками
, — вспоминал он.
Он утверждал, что подделывал картины не ради денег, а из потребности высмеять мир искусства. «Это ребята из Ист-Энда в костюмах из Вест-Энда. Им плевать на эти фотографии. По его словам, их интересует только прибыль.
Его методы были чрезвычайно изобретательными и новаторскими. Чтобы картины выглядели старыми, он использовал сок вареных яблок или грецких орехов с растворимым кофе. Он создавал копии Рембрандта, используя перья чайки, а французских импрессионистов рисовал плакатными красками с примесью эмульсионной краски или белка куриного яйца.
Но прежде чем он начал воссоздавать великих живописцев, он писал на полотнах свое имя, иронические комментарии и даже ругательства в адрес людей, связанных с миром искусства. Однако его «дополнения» стали видны только после тщательного анализа и рентгенологического исследования снимков.
Его разоблачила в 1976 году журналист-расследователь Джеральдин Норман, которая писала для The Times об аукционных домах. В конце 1977 года его арестовали. Однако он не признал себя виновным ни в одном из девяти деяний, в которых ему было предъявлено обвинение, включая подделку документов, участие в преступном сообществе и обман с целью обогащения. Также обвинение было предъявлено Джейн Келли, теперь уже под именем Джейн Морис, которая успешно работала реставратором картин в Канаде.
Китинг признался в своей автобиографии «Карьера фальсификатора», написанной от его имени мужем Джеральдин, Фрэнком Норманом. На вопрос, как ему удавалось так долго вводить всех в заблуждение, он без колебаний ответил, что люди хотят быть обманутыми.
От всей этой истории больше всего пострадал широко понимаемый мир искусства. СМИ раскритиковали продавцов и ценителей произведений искусства за то, что их так легко обмануть, а те, в свою очередь, раскаялись и призвали к созданию органа, контролирующего торговлю произведениями искусства.
А Китинг? Он моментально стал чем-то вроде знаменитости — производители коньяка Hennessy заказали ему дизайн рекламных плакатов, а 4-й канал транслировал серию программ, в которых художник демонстрировал, как рисуют мастера. Крупный, бородатый, немного сонный бывший моряк, говоривший на сленге кокни, он оказался прекрасным педагогом и телеведущим. Зрителям понравилось его шоу.
Он умер 12 февраля 1984 года. В день его похорон приходская церковь в Дедхэме, небольшой деревне в Эссексе, была заполнена скорбящими, а на заднем плане были слышны звуки арфы, составляющие тему его телевизионные программы.
Годом ранее известный аукционный дом Christie's организовал аукцион его работ, который имел огромный успех – его работы были проданы за несколько десятков тысяч фунтов. После его смерти было организовано еще около пяти аукционов, которые также пользовались большим интересом.
Джон Вост, оценщик картин, говорил о Китинге как о продукте, созданном средствами массовой информации. Однако, похоже, дело было не только в деньгах. Подтверждением этому является тот факт, что еще при жизни Тому был предложен контракт с одной из лондонских галерей на сумму 250 000 фунтов, он отклонил это предложение.
У меня достаточно работы, чтобы сделать меня богатым, превосходящим мое самое смелое воображение. Я всегда хотел только рисовать. Я бы отдал все это, если бы мог себе это позволить
, — сказал он.